Оооо. В нашей нашей школе это была феерия. Основы безопасности жизнедеятельности — уникальный предмет. Уникален он многим.
читать дальшеВо-первых, он имел место в расписании, кажется, всех лет обучения.
Во-вторых, того, что надо было доносить до детских умов, больше не становилось. Т.е. не сообщалось почти ничего нового. Всякая тетрадка по ОБЖ разных лет, отличалась, разве что, уровнем кривости пояснительных рисунков.
А так — ПДД, ориентация в лесу, прячьте спички от детей (про пожарную безопасность то есть), ЗОЖ, травматика, стихийные бедствия, опасности близ воды, нехорошие люди преступники — как себя вести в такой-то ситуации. Этот набор тасовался и пересказывался на разные лады с минимальными смысловыми различиями.
Одиннадцать лет очевидности, учебники, дублирующие друг друга.
В-третьих... Это личное, конечно, но преподаватели ОБЖ... У нас их была куча. Постоянного не было. Но мне почему-то кажется, что это не только в нашей школе. Было два типа ОБЖшников.
1) Попавшие под раздачу родные учителя. Таких было трое. В разное время. Была географичка(а ещё она вела экономику, труд(домоводство) и, кажется, обществоведенье, когда-то, но может, это глюк) Гуляева Татьяна Александровна, лучи любви ей, человек-универсал. И классы вела, кстати. Одним словом, однажды она преподавала и ОБЖ, но даже она не могла сказать что-то новое. Недолгое время дыру в преподавательском составе на месте ОБЖ мужественно закрывал собою лично директор, Сергей Николаевич, типичный интиллигент, историк по образованию и предмету. Но он, будучи директором, периодически исчезал. Пытался что-то изобразить, но было всё тоже самое. Ещё был некий муж, имя которого выпало из моей памяти, ибо вёл он недолго, а потом таинственно сгинул. Что помню — ростом был достань воробышка. По образованию был историк, по реальному предмету преподавания, кажется, тоже, но в заграницах Откровенно забивал, ибо мог вещать о чём угодно. «А расскажите». Рассказывал. Про Израиль и прочие заграницы, про косяки в нынешней системе образования и мало ли ещё про что.
2) Эти дядечки, в которых без труда можно было пронзить бывших военных, интересно, у вас они тоже были? И каждый — как умеет. Про ракеты. И это тоже. Тоже помню троих, хотя было больше. Борис Иванович — этот в начальных классах. Мужчина чеховского вида, в строгом костюме сереньком, с бородкой и в очках. По-моему, первый преподаватель этого предмета. Собственно, изложил всё, хорошо изложил, систематично, хотя и одарил головной болью, ибо нудно.
Владимир Дмитреевич. Этот будет памятен долго, ибо заставлял учить латинское выражение в качестве девиза и ходить строем до кабинета шахмат. Собственно, почти всё.
Последний из всех — Владимир Васильевич, кажется. Тоже был старый солдат и не знал слов любви, так сказать, но таки вытянул предмет, в оконцовке почти превратив его в НВП.
Помимо всего обычного! Мы собирали-разбирали автомат! На скорость! Мы рисовали погоны! И учили уставы разные. И конспектировали. Это всё стало почти нормальным.
Но в целом весь предмет ОБЖ уместился бы в год. Серьёзно.
А так это был урок «А чем бы такое заняться», особенно в старших классах.
Но почему-то никто не воет, что ОБЖ надо сократить хотя бы. Или что его вообще не надо, это может всякий рассказать.