...каждый из нас по-своему лошадь (с) // Geronimo// Мы все умрём, идём дальше
Честно говоря, меня всегда удивляли и продолжают удивлять люди, которые любят стоять позе Абыженных: «Дался вам этот канон». Нет, я сейчас говорю не о честных АУшниках, которые, тем не менее, стараются выдержать атмосферу, и не о тех, кто признаёт, что неканон, и не обижается. Я говорю о тех, кто сначала наляпает, а когда им кто угодно, даже иногда вполне ровно относящийся к странноте человек (ну, то есть, не я), скажет: «мне кажется, так не может быть» — сразу оскорбляются до глубины печёнок и потом ноют, какие все злые. Вот правда. Если у тебя с личными мухоморами в голове такое полное взаимопонимание — нафига тебе вообще какой-то канон? Твори, чего душа пожелает. В ориджах. Зачем сюда приплетать левую книжку/фильм?
Таким же любой, вообще любой канон будет как корове черкасское седло: мало, узко, неудобно, спину трёт, выглядит нелепо — бедное животное, зачем напялили? Ясен пень, для того, чтоб за арабского скакуна выдать... Только, от седла бурёнка скакуном не станет. Опять же, седло-то на корову надевают против её воли, а пишущие бурёнки сами, бедолаги, влезают. А потом мычат жалобно, да вылезать всё одно не хотят, в зеркало косятся: ну как грива поверх рогов отрастёт? Даже жалко. И удивительно. Вроде, понимаешь, зачем им это надо, а всё равно удивительно.
Таким же любой, вообще любой канон будет как корове черкасское седло: мало, узко, неудобно, спину трёт, выглядит нелепо — бедное животное, зачем напялили? Ясен пень, для того, чтоб за арабского скакуна выдать... Только, от седла бурёнка скакуном не станет. Опять же, седло-то на корову надевают против её воли, а пишущие бурёнки сами, бедолаги, влезают. А потом мычат жалобно, да вылезать всё одно не хотят, в зеркало косятся: ну как грива поверх рогов отрастёт? Даже жалко. И удивительно. Вроде, понимаешь, зачем им это надо, а всё равно удивительно.
Но мы договорились?
Договорились!
Но у этих людей — я б это читала какоридж и это было бы неплохо. Т.е, оридж был бы вполне интересный.
Я представляю такие фанфики, но представляю и примерный ход мыслей автора...
Гэленнар, оффтоп: а где можно почитать?
Ну, э, там пара идиотских пьес и пара не менее идиотских драбблов. Можно почитать у меня в дневнике по тэгу "Воображаемый мир: ОЭ".
Б.Сокрова, да, именно так. И это вполне возможно, потому что далеко не все фанаты Толкина в курсе всех версий. А если уж говорить про другие, более обширные и/или постоянно дополняемые вселенные, то тем более. Оффтоп
Или человек для расширения "основного" произведения (например, Сильма) использует не общепринятые версии (например, Лосты). Или заменяет факты "основного" канона на версию, которая кажется ему более правдоподобной (например, космогонию Сильма заменяет космогонией Преображенных Мифов).
... а спорить о том, чья позиция правильная, у нас тоже любят.
Ну, если честно, я понимаю Абыженных. Не тех, которые жанр не указывают, а тех, у кого позиция "не такая", хотя мне повезло, я канонист))) Все-таки не очень приятно, когда в ответ на свое творчество получаешь возмущение и "все не так".
Наверное, тут зависит от отношения автора к читателям. Можно, конечно, встать в позу "это так, потому что не сказано обратное", а можно пойти навстречу и прописать в шапке или примечании, что АУ к каноническому Сильму, использована такая-то версия. Потому что Сильм - это все ж таки основа, остальные черновики к нему крепятся.
Имхо - если автор противоречит тексту Сильма, это надо прямо указывать. Если не противоречит, но использует явно шокирующие факты - это тоже стоит указать. А дальше - смотреть по комментам. Если автору намекнули, что что-то противоречит канону, можно сказать, что использована версия черновиков, или уж согласиться, что тут имеет место быть авторское видение, сиречь АУ, ООС и прочий зоопарк. Мне так кажется, по крайней мере.
Конечно, не надо указывать, а хорошо бы указывать, потому что формально противоречие Сильму, но не противоречие черновикам - это не АУ.
Но вот насчет шокирующих фактов... во-первых, их набор очевиден только для человека, который постоянно вращается в фендоме, притом не в своей компании, а вот всем сразу. И еще специально мониторить общепринятые мнения, ну, или просто довольно давно вращается. Да и то, погладив хэдканон одной компании, можно шокировать другую. В общем, чтоб гарантированно никого не задеть, нужно писать на каждую страницу фанфика десять страниц оправданий и пояснений. Что автор делать совершенно не обязан.
Ну вот пример. Если я напишу, что Феаноринги добыли Сильмарилл и поубивали друг друга - хотите сказать, я могу выдать это за канон? Нет, не могу, хотя это и черновик.
Шокирующие факты... тут сложнее, но, имхо - если автора спрашивают, где он это взял, можно и ответить - где взял. Мол, это не я придумал, что у Эола орочья кровь, это Толкин написал.
Если это позиционируется как фанфик конкретно по Сильму - то АУ, а если как фанфик просто "по Арде" - то канон, потому что соответствует написанному Профессором.
Ну, если спрашивают, конечно, почему бы не ответить? Но, ИМХО, заранее указывать все источники и объяснять все свои интепретации - не нужно, а иногда просто замучаешься. Все равно всем не угодишь)))
Все, не все, но мне кажется, что уточнить использование не только Сильма вполне можно. В драббл кучу источников все равно не запихать, а если уж не поленился написать макси, то можно ради читателя добавить строчку "использованы материалы таких-то версий". Хотя бы чтобы избежать вопросов
Можно. Но от вопросов это все равно в большой вероятностью не избавит. Потому что разные люди не только верят разным черновикам, но еще и воспринимают их по-разному. А если уточнять вообще все... то это можно делать до бесконечности.
Лично для себя я считаю, что если нет глобальных противоречий Сильму, то вполне можно жить по принципу, что кто в курсе - тот узнает, кому надо - тот спросит, а того, кто не хочет лезть в дебри, не буду грузить.
Лично для себя я считаю, что если нет глобальных противоречий Сильму, то вполне можно жить по принципу, что кто в курсе - тот узнает, кому надо - тот спросит, а того, кто не хочет лезть в дебри, не буду грузить.
Ну я о чем и говорю)
ИМХО, обсуждения и исследования канона и фанфикшн - это все-таки разные вещи. В первом случае отброшенную/раннюю/сильно противоречащую всему остальному версию обычно не учитывают, потому что цель - докопаться до истины и прийти к некому общему мнению. Но зачем такие жесткие рамки в фанфиках?
А если кто-то приведет пример, то будет совсем хорошо.
Хотя практика показывает, что для Вас эти понятия равнозначны в подавляющем большинстве случаевКак абсолютный минимум — в проработанном фанфике не бывает садистских наклонностей у канонично интеллигентного персонажа и крема для рук там, где его не может быть.
Фанфик, который лично я считаю каноничЪным? Пфф. Ну,вот моя любимая и обожаемая ЗС, даром, что там водятся блохи, но они сугубо технического, а не сюжетно-смыслового характера.
"Не раб Моргота" - как раз текст по одной из версий, имхо, весьма каноничный и проработанный.
"Невозвращение Короля" - проработан до деталей, именно с "духом" Толкина.
"Охота двух братьев" - весьма вхарактерные герои.
"Пока не гаснет свеча" - аналогично (правда, это малая форма).
"Белое пламя", думаю, рекомендации не нужны.
"Ар-Фаразон" и "Последний разговор" - немногое приличное и вканонное о Нуменоре.
Нет, я не про минимум. С минимумом, за который могут выдать ярлычок, все прозрачно - чтобы ГГ были более-менее похожи на заданный книжкой образ себя, про анахронизмы даже говорить нечего, это просто смешно. Мне любопытно четкое конкретное определение, то есть что-то вроде "канонiчный фанфик - это тот, в котором нет фактических, логических, смысловых и т.д. (вообще, совсем, никаких нет) несоответствий (и\или отклонений от) произведения-первоисточника, созданный не его автором". То есть, фанфик по фильму - несоответствие формату. Фанфик в рамках постмодерна по классической книге - несоответствие авторскому пониманию. Фанфик-драма по юмористической книге - несоответствие жанру. Фанфик-проза по "Евгению Онегину" - несоответствие форме. Любой рейтинг по какому-нибудь "Изумрудному Городу" - несоотвествие... настрою? детализированности? целевой аудитории? Фанфик по Арде, написанный тяжелым и неказистым языком - несоответствие авторскому языку. Но это мое понимание каноничности как категории, а мне интересны другие. Потому что моему не соответствует, наверное, ничего, что не является сухим пересказом первоисточника, а это плохо. Приблизительно-приблизительно могу назвать каноничным _в своем понимании_ только написанный Б. Сокрова фик про Эльфвине и лингвистику, но... он довольно далеко отстоит от официальной версии канонаТМ. А прочитала я много-много всего и разного.
"Закаленная сталь" отвратительно переведена(( Но как пример ок, познавательно.
Что такое "авторский дух"? Система взглядов Толкина и его план изображения событий (грубо говоря, кто хороший у автора, тот и должен быть хорошим в фанфике)? Существуют ли каноничные аушки?
Да, каноничные АУ без ООСа вполне могут быть. Пример - "Небывший атрабет" Фреда, "Сказочник" Юли... навскидку не соображу, но читала и другие.
Насколько я помню, про Нуменор мало известно, так мало, что опираться не приходится, разве что отталкиваться.
Про последние годы известно больше, чем про иные моменты Первой Эпохи, что уж там. И перегибов в фанфиках на эту тему немало: то бордели и кабаки в большом количестве, то безумные пытки всех и вся, то "пятая колонна" верных, то еще какая блажь. При том, что ничего этого в каноне нет.
Хотя есть мнение, что относительно канона любой фанфик так или иначе аушка
Слог, стиль, жанр, характеры (ну, расхождение с канонными характерами - это ООС, другое дело), даже авторский дух мне не важны. Я дурной, дурной канонист.
За основной я буду считать первичный канон (скажем, книжный при наличии киноверсии - в фанфике по фильму я была бы рада пометке "movieverse"; или книжный при наличии авторских интервью или дополнительных материалов).
Пример... я даже не знаю. Если нам нужен длинный сюжетный текст, то хороший результат, как мне кажется, дадут фанфики по далекому постканону, глубокому преканону и такие, которые заполняют внутриканонные лакуны (ну... про Ангмарские войны, например...)
А вообще, для меня прекрасный пример хорошо проработанного "не-АУ" - это "Взломщики" (правда, не тот фандом!). От канона мало чего осталось, но ни одного каноничного факта не пострадало.
но... он довольно далеко отстоит от официальной версии канонаТМ
фанфики по далекому постканону, глубокому преканону и такие, которые заполняют внутриканонные лакуны (ну... про Ангмарские войны, например...)
Далекому... глубоком... так сильно отстоящему от основной сюжетной ветки, что в фанфике намного меньше автора первоисточника, чем автора собственно фанфика. Как я понимаю, для каноничности важна симуляция автора, а не взгляд со стороны, и чем полнее и приближеннее к оригиналу будет симуляция, тем больше будет соответствие категории. Невозможно взять далекую от основной сюжетную ветку, третьекустных персонажей и выдать нечто абсолютно так, как это сделал бы автор. Да, многое сгладится, но многое останется недоказуемым, то есть "этого в каноне нет". Как бы нет. А категория нечеткости не терпит.
Собственно, это я и имела в виду, говоря, что Эльфвине от канона далеко. Не противоречит, конечно, но доказать, что у автора канона все было строго так, а не иначе, опираясь только на фактический материал, не получится. Тут еще не всем докажешь, канонъ лосты или нет
Б.Сокрова, се события на своих местах, в свое время, в своем порядке, соблюдаются даты, генеалогия и т.д.
Немного в сторону: а если это Толкин, у которого местами АУ к самому себе? Что первичнее? ВК или Сильм, допустим? Какой из черновиков, при условии, что в Сильме нет, допустим, даты?
О, хотела написать: "К сожалению, в нашем фандоме все запутаннее", но стерла. М-м-м... Я ориентируюсь а) на напечатанные при жизни автора тексты - то есть на Хоббита и ВК и б) на более позднюю версию, если в печатной версии ничего нет. Но, еще раз повторю, что я дурной канонист. Поэтому я выбираю ту версию черновиков, которая мне больше нравится, и ставлю соответствующее примечание.
пушистые ушки, и допускает гораздо больше лазеек
Да, это правда!
Как я понимаю, для каноничности важна симуляция автора, а не взгляд со стороны, и чем полнее и приближеннее к оригиналу будет симуляция, тем больше будет соответствие категории.
Ага, понимаю. Вот поэтому я и не говорю о "строгой/ твердой каноничности": для меня близость автору - это что-то неуловимое и не критерий хорошего текста.